Версия для слабовидящих

Порядок обжалования нормативных правовых актов

 

Порядок обжалования нормативных правовых актов

Обжалование  нормативного правового акта производится путем подачи  в суд административного искового заявления, заявления о признании недействующим нормативного правового акта, как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений

Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений

Оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:

1) в суд общей юрисдикции подается административное исковое заявление, если оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы лица, которое является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, в том числе лица, в отношении которого применен этот акт, а также иных лиц, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом

2) в суд по интеллектуальным подается заявление о признании недействующим нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии,  если оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц.