"Зубная фея" - программа профилактической стоматологии и лечения зубов без применения общего наркоза у детей с ментальными особенностями в развитии | Министерство здравоохранения Челябинской области
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.

"Зубная фея" - программа профилактической стоматологии и лечения зубов без применения общего наркоза у детей с ментальными особенностями в развитии

image[1].png   image.png

 

Название практики

 

"Зубная фея" - программа профилактической стоматологии и лечения зубов без применения общего наркоза у детей с ментальными особенностями в развитии

Краткое название

"Зубная фея"

Вызов: формулирование вопроса

 

Как помочь детям с ментальными особенностями в развитии правильно ухаживать за полостью рта и регулярно посещать стоматолога без страха?

Категория

1) Здоровье и образ жизни

Сайт практики

http://так174.рф/Зубная-фея/

Цель: решаемая задача

  • Своевременная и качественная профилактика стоматологических заболеваний у детей с ментальными особенностями в развитии

  • Снижение интенсивности и распространенности кариеса зубов у детей с ментальными особенностями в развитии

  • Сокращение затрат на санацию кариеса у детей с ментальными особенностями в развитии, в том числе, в условиях общего обезболивания

Описание

Медицинская и социальная реабилитация инвалидов детства – актуальная проблема современного общества. В структуре причин инвалидности первое место занимают болезни нервной системы (38,3%), второе — пороки опорно-двигательного аппарата (21,1%). Эти заболевания и пороки приводят к тяжелой инвалидности с раннего детства. Их высокая распространенность и неуклонный рост создают большие проблемы в медицинском обслуживании этого контингента детей. В системе комплексных лечебных и реабилитационных мероприятий наряду с другими специалистами важно участие стоматологов для своевременного лечения и профилактики заболеваний органов полости рта.

По статистике в Челябинске проживает более 3500 детей, состоящих на учете с ментальными нарушениями в развитии. Работа врача с детьми, неспособными к самообслуживанию и самостоятельному передвижению, испытывающими трудности в общении с окружающими (связанные с нарушением интеллекта или логопедическими проблемами), имеющими отклонения в нервно-психическом развитии и эмоционально неустойчивыми, сопряжена со значительными сложностями проведения у них лечебно-коррекционных мероприятий в полости рта. Именно поэтому условия общего стоматологического обслуживания для них крайне несовершенны.

У большинства особенных детей отмечают неудовлетворительную гигиену полости рта, что можно объяснить, неспособностью осуществлять гигиенические процедуры вследствие задержки психо-речевого развития и недостаточной моторики рук, а также отсутствием системы обучения гигиене полости рта и недостаточным контролем со стороны родителей. Профилактическая направленность в работе стоматолога имеет огромное значение, так как кариес это болезнь поведения.

Особенным детям для оказания стоматологической помощи требуется специальная подготовка перед лечением. Кроме того, обеспокоенность родителей общим состоянием ребенка часто затягивает обращение к стоматологу, вследствие чего у ребенка развиваются серьезные заболевания полости рта. К тому же некоторые врачи, испытывая неудобства при лечении таких детей, оказывают им помощь не в полном объеме.

В зависимости от успеха адаптационных мероприятий, которые осуществляют родители и общество, лечение особенных детей можно проводить, так же как и у обычного ребенка, с применением местного обезболивания.

Говоря об обезболивании в детской терапевтической стоматологии, надо четко различать, что из предстоящего лечения требует именно обезболивания, а что в поведении и состоянии ребенка связано с другими причинами и требует совершенно других методов коррекции. Степень риска применения выбранного вида обезболивания не должна быть выше степени риска стоматологического вмешательства. Обезболивание - сопутствующая, дополнительная процедура, выполняемая только для того, чтобы обеспечить возможность без боли, стресса, любого риска для здоровья и с максимальной эффективностью провести те стоматологические вмешательства, для которых ребенок обратился к врачу.

Проведенный нами опрос в социальных сетях подтвердил, что более предпочтительным вариантом для родителей является проведение лечения без общего наркоза. (https://vk.com/tak174?w=poll-167480518_391640280). В опросе приняли 133 человека. 94% высказались о необходимости лечения без применения общего наркоза.

Ключевым аспектом является то, что при лечении под наркозом ребенок не учится ни чистить зубы, ни следить за чистотой полости рта, ни регулярно посещать профилактические осмотры, открывать рот, держать его открытым, пока врач проводит манипуляции. После проведенного под наркозом лечения через 2-3 года ребенок снова имеет множественный кариес и нуждается в очередном наркозе. Лечение под общим обезболиванием оказывается неэффективным и с финансовой точки зрения.

Также большое количество детей с особенностями развития имеют врожденные сопутствующие патологии, которые могут быть противопоказанием к даче наркоза.

Выходом является работа по уже отработанной технологии лечения зубов без наркоза у детей с особенностями в развитии, которая при правильном применении эффективна в 93% случаев.

С 2018 года применяется методика, которая позволяет подготовить ребенка к предстоящему лечению и сделать его пребывание в клинике максимально комфортным. При правильном подходе и профессиональном сопровождении семьи специалистами АНО «Такая жизнь», дети, которым раньше лечили зубы исключительно под общим наркозом, смогли пройти лечение кариесов и пульпитов, а некоторые и удаление – под местной анестезией.

Результат

В результате работы проекта (3 года):

  • Родители 72 детей обучены подготовке детей походу к стоматологу

  • 72 ребенка подготовлены и успешно прошли лечение у врача стоматолога детского без применения общего обезболивания

  • Гигиена полости рта – 27 детей

  • Реминерализирующая терапия – 14 детей

  • Кариес временных зубов – 25 зубов

  • Кариес постоянных зубов – 36 зубов

  • Пульпит временных зубов – 6 зубов

  • Удалено зубов временного прикуса 12

  • В 3 детских садах проведены уроки «Зубной феи». В занятия для дошкольников включены:

  • игра в стоматолога

  • контролируемая воспитателями чистка зубов после дневного приема пищи. Гигиенические процедуры (чистка зубов и полоскание полости рта) поддерживаются сотрудниками детского сада на протяжении пребывания ребенка в детском саду.

  • Проведены "Уроки зубной феи" для детей в возрасте от 2 до 7 лет, посещающих детские сады, участвующие в проекте (не менее 3 учреждений). В каждой из групп проведено не менее 1 урока в месяц (за время проекта каждый ребенок принимает участие в 8 уроках).

  • В рамках данных уроков дети научились ухаживать за полостью рта, правильно чистить зубы, полоскать рот после каждого приема пищи, а также навыкам профилактической стоматологии: вовремя менять зубную щетку, посещать стоматолога, выбирать правильные продукты.

  • Каждый ребенок прошел профилактический осмотр стоматолога, на котором оценено состояние здоровья его зубов и при необходимости назначено лечение.

  • Проведен первичный осмотр полости рта 638 детей из детских садов

  • сокращены затраты на лечение с применением общего обезболивания детей с ментальными особенностями в развитии

  • оптимизирована работа детской стоматологической службы региона при лечении детей с ментальными особенностями в развитии, появился механизм адаптации

  •  ликвидация кадрового вакуума

  • сокращена очередь на лечение с применением общего обезболивания детей с ментальными особенностями в развитии

  • открыты дальнейшие предпосылки к применению навыков по уходу за полостью рта всеми детьми дошкольного возраста региона

Главный результат

  • сокращены затраты на лечение с применением общего обезболивания детей с ментальными особенностями в развитии

  • оптимизирована работа детской стоматологической службы региона при лечении детей с ментальными особенностями в развитии, появился механизм адаптации

Сроки реализации практики (мес.)

Ориентировочный срок реализации практики – 12 месяцев

Этапы внедрения:

 

  • Согласование программы профилактической стоматологии (1 месяц)

  • Проведение первичного осмотра детей каждого детского сада (3 месяца)

  • Обучение сотрудников каждого детского сада программе (9 месяцев)

  • Проведение контрольного осмотра детей каждого детского сада (3 месяца)

  • Обучение родителей по подготовке детей к походу к стоматологу (4 месяца)

  • Проведение просмотров и лечения (8 месяцев)

Материалы

12 уроков Зубной феи на Ютуб канале https://btfr.cc/x31

Команда практики

Лыскова Юлия Анатольевна, главный внештатный специалист стоматолог детский МЗ ЧО, заместитель главного врача Клиники ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, ассистент кафедры терапевтической и детской стоматологии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России

Жернова Елена Викторовна, руководитель Центра помощи детям с синдромом Дауна, аутизмом, ДЦП «Звездный дождь»




Решаем вместе
Не смогли записаться к врачу?